ВВЕДЕНИЕ

Предпосылкой для создания Одесского портала Открытых данных явилась совместная общественная инициатива представителей Одесского национального политехнического университета (ОНПУ), Одесской областной организации инвалидов (ОООИ) и ряда других общественных организаций нашего региона при всесторонней поддержке Одесской облгосадминистрации. Конкретными инициаторами и разработчиками вышеназванного портала, в частности, являются к.т.н., доцент кафедры системного программного обеспечения ОНПУ – Блажко Александр Анатольевич и заместитель председателя ОООИ, эксперт по файндрайзингу HGO – Лукьянов Александр Владимирович.

Идея данной инициативы возникла вследствие той системной и целенаправленной работы, которая с приходом Михаила Саакашвили на пост губернатора, проводится на Одесщине в сфере улучшения качества жизни и противодействия коррупции. Ведь, как показывает опыт мировой общественности, именно благодаря применению механизма Открытых данных во множестве стран мира были выявлены многочисленные факты коррупции, инициированы сотни социально-значимых информационных сервисов и внедрены десятки систем по принятию эффективных решений в государственном управлении. В тоже время, хотя наша страна уже однозначно объявила свою приверженность общемировым демократическим ценностям, уровень использования в нашей стране Открытых данных является одним из самых низких в мире. Так, например, за полтора года функционирования у нас в стране Общенационального портала Открытых данных, в него было внесено всего лишь около 100 наборов данных, да и то, только за счет волонтерских инициатив самих разработчиков этого портала. Это мизерный показатель, составляющий 100 тысячные доли процента в сравнении с аналогичным порталом “Открытых данных” США, на котором в настоящее время насчитывается около 158 миллионов наборов данных.

Существует целый ряд причин, которые объективно объясняют вышеназванное отвержение механизма “Открытых данных”  украинским обществом. Но вместе с тем, по результатам углубленного анализа опыта внедрения открытых данных в других странах мира с учетом нашего национального менталитета и историко-культурных особенностей, вполне возможно сформировать комплексную программу действий, благодаря которой может быть обеспечено успешное внедрение Открытых данных в повседневную жизнь на примере конкретного региона.

Именно такую программу действий и пытаются сейчас внедрить администраторы этого портала в Одесском регионе. Данный же портал является лишь частью разработанной программы, концепция которой и само содержание программы приводятся ниже в этом разделе.

Вышеназванная программа, прежде всего, должна ликвидировать такие причины, тормозящие внедрение Открытых данных в Одесском регионе, как:

  • Отсутствие инструмента (Web-ресурса) для легкого сбора, систематизации и применения “Открытых данных” по инициативе общественных организаций и частных лиц.

  • Нежелание чиновников заниматься дополнительной работой по публикации “Открытых данных” на общедоступных Internet ресурсах.

  • Отсутствие четкого перечня “Открытых данных”, сформированного в порядке приоритетности публикации этих данных. Чиновники просто не знают, какие “Открытые данные” публиковать прежде всего, а какие данные могут подождать с публикацией.

  • Не информированность общественности о преимуществах сбора и применения “Открытых данных” для стимулирования социально-экономических преобразований, борьбы с коррупцией и повышения качества жизни граждан.

  • Отсутствие у общественности наглядных примеров использования “Открытых данных” для повышения качества жизни граждан.

В частности, в отличие от стандартной технологии сбора и применения “Открытых данных” на национальном портале, при реализации предлагаемой программы предусматривается внедрить:

  • Организацию сбора данных не по стандартной схеме “сверху вниз”, когда чиновники сами определяли, что публиковать и в какой приоритетности, а по схеме “снизу вверх”, когда чиновники согласно закону о публичной информации должны будут публиковать данные на Web-ресурсе в ответ на запросы от общественных организаций и частных лиц.

  • Возможность выставления каждому опубликованному набору данных оценки по его фрагментарности, уровню контекстных связей и возможностям для проведения динамического анализа.

  • Морально-этическую ответственность за противодействие внедрению “Открытых данных”. Так, в частности, на “Одесском портале Открытых данных”, предполагается создание “Доски противников Открытых данных” и “Доски качества данных”, ссылки на которые будут размещены на официальных сайтах органов местной власти и региональных общественных организаций. На “Доске противников Открытых данных” будут предоставлены сведения о таких подразделениях государственной власти, которые на протяжении определенного (регламентированного законодательством) срока в ответ на запрос от общественных организаций и частных лиц либо не предоставили необходимых данных, либо не дали аргументированного пояснения этому. На “Доске качества данных” со стороны общественности будут представлены сводные результаты оценок публикуемых данных, систематизированные по издателям, которые опубликовали те или иные данные.

  • Проведение ряда круглых столов совместно с органами власти, общественными организациями, бизнес структурами и образовательными учреждениями с целью совершенствования работы “Одесского портала Открытых данных”

  • Периодическое проведение конкурсов среди студентов ВУЗов, специалистов по информационным технологиям и представителей общественных организаций по наилучшему применению, имеющихся на “Одесском портале Открытых данных” наборов данных для улучшения качества жизни одесситов. В частности, это могут быть конкурсы на создание приложений для мобильных устройств и Web-ресурсов, на разработку социально-экономических проектов, на написание бизнес планов и т.д.